Главная / Монополии / Проект о строительстве Сибирской железной дороги

 

            В чем состояли эти требования, видно из упорных попыток американского финансового капитала взять в свои руки железнодорожное строительство в восточных районах России. К проекту о строительстве Сибирской железной дороги крупные американские капиталисты проявили, по сообщению русского посла в Вашингтоне, «величайший интерес». Ими выдвигались один за другим разные проекты строительства дороги, причем намечалось создание специального синдиката «ТрансАляска — Сибирь», первую скрипку в котором должны были играть крупный железнодорожный магнат Гарриман и финансовая группа Моргана. План создания такого синдиката нашел полную поддержку со стороны правительства Теодора Рузвельта.

Характерно, что требования американских монополистов были предъявлены России в тяжелый для нее момент русско-японской войны49. По мере развития переговоров с царским правительством эти условия не только не были смягчены, но и, напротив, становились еще более жесткими. Как и в конце XIX в. , американские монополисты большое внимание уделяли тому, чтобы держать в своих руках пушной промысел России. В годы первой мировой войны почти вся русская пушнина поступала в США.

По данным А. Шиша, из России в Америку было вывезено сырых мехов: в 1914 г. — на 219 тыс. долл. , в 1915 г. — на 533,7 тыс. , в 1916 г. — на 1 650 тыс. и в 1917 г. — на 2 558 тыс. долл.